ISLOM KARIMOV ILMIY-MA’RIFIY MAJMUASI

Жизнь, посвященная высоким идеалам


08.01.2018

Феномен Первого Президента Узбекистана Ислама Каримова, безусловно, в его статусе — основателя независимого государства.

С первых дней независимого развития страны Ислам Каримов как глава государства занимал твердую политическую позицию, обладал уникальной способностью генерировать идеи, выражать интересы народа. Он вызывал доверие и симпатию, мог предвидеть ход событий, имел волю, мужество, политическую гибкость и был чрезвычайно популярен среди народа. Осмысливая жизнь и деятельность Первого Президента суверенного Узбекистана, задаешься вопросом: почему мир сегодня говорит о феномене Каримова? 

Общеизвестно, что сущность человека проявляется в его отношениях с окружающими. Когда же этот человек — глава государства, нужно время, чтобы уловить и осмыслить ее. В том, как он относится к предшественникам, лидерам других государств, подчиненным, друзьям, близким, проступают культурные черты того народа, который он представляет и от имени которого выступает. 

Ислам Каримов считал недостойным перекладывать с себя ответственность за многие негативные стороны жизни на своих предшественников, и в этом, помимо индивидуальных особенностей, можно увидеть и менталитет узбекского народа, отличающийся удивительной щедростью души, доброжелательностью и врожденным благородством. 

Ислам Каримов появился на политическом горизонте в самый нужный момент, когда страна находилась в преддверии перехода на новый этап развития. В глазах народа он предстал как человек передовых идей, сторонник последовательных реформ, на которого можно положиться, с которым можно связать свои думы, чаяния, мечты. Президент прежде всего обстоятельно изучил настроение, устремления и надежды народа, который превратился в единственный источник строящейся узбекской государственности. Они породили друг друга: он заново открыл для себя свой народ, а народ для себя — лидера. Это еще больше укрепило душевное состояние Ислама Каримова, усилило веру в собственные силы, в народ. В результате узбекистанцы ощутили могучее плечо, истинную опору.

Придя к власти, Каримов изменил реалии, в которых пребывала республика. Ислам Абдуганиевич целеустремленно шел вперед. И предпринимал все, чтобы активизировать и направить в нужное русло общенациональные усилия, огромные по своим масштабам. Ислам Каримов не искал всеобщей любви, но на протяжении всей жизни встречал по отношению к себе именно это чувство. 

Ислам Абдуганиевич смотрел через толщу времени в далекое будущее. Нет, он не мечтатель. Скорее, прагматик. Потому был интересен всем, кто знал его. Личность Первого Президента настолько сложна, что не может иметь одномерной оценки. Да и не было бы самого феномена Каримова, если бы он был столь однозначен. Ориентация на высокие идеалы имеет огромный общественный интерес, так как социуму выгодно иметь таких образованных и интеллигентных людей, за счет которых оно живет и развивается.

Его помыслы были пронизаны высочайшими духовными установками. Известно, нет более притягательной личности, чем та, которой движут высокие идеи и идеалы. Они не искусственны и имеют реальную основу, на которой базируется разработанная Первым Президентом концепция «узбекской модели» развития.

В концепции Каримова-теоретика события и явления, происходящие в общественной жизни страны, концептуальные идеи благодаря глубокому  анализу заслуживают пристального внимания своей живостью, прочностью и достойностью быть примером направлений, четкостью и исключительностью выводов. Безусловно, именно в этом заключается внутренняя значимость критериев узбекского пути независимости и прогресса в политической философии Каримова. Его теория исходила непосредственно из практики, а реальный опыт явился основой для теоретической концепции и выводов. 

В качестве научно-практической основы идей и программ Каримов гармонично сочетал опыт предшественников и современных деятелей. В этом видится одна из граней феномена. Другая базируется на большом жизненном и политическом опыте, заключающем в себе преимущественно социальное звучание. Именно благородная, рациональная, энергичная, инициативная политическая деятельность послужила источником для теоретических концепций, выводов, обобщений. Узбекистан превращался в площадку для претворения их непосредственно в жизнь.

Оригинальные, творческо-новаторские, теоретические и политические взгляды Первого Президента Узбекистана нашли концептуальное выражение в собрании его трудов из двадцати трех томов. Это своего рода научно-практическая хронология истории национальной независимости, явившаяся целостным программным трактатом. В книгах содержится глубокий анализ международной экономической теории, послужившей методологической базой для узбекской политической науки. В них аналитическое обобщение планов, способов, путей становления независимости и прогресса Узбекистана, объективные и субъективные противоречия социального развития молодого государства, критерии перехода на рыночные отношения, характерные для узбекской экономики, правовые гарантии великого будущего, положения Конституции страны, цели и задачи новых этапов коренного реформирования. Также это приоритетные направления, пути, согласно которым устанавливалось региональное и международное экономическое, политическое, культурное сотрудничество, вопросы государственности и безопасности, актуальные проблемы внутренней и внешней политики. Работы Каримова, будучи привлекательными исключительностью и объективностью выводов, концептуально отражают реальную диалектику жизни сложного, противоречивого, многогранного, многомерного исторического процесса.

Концепция национального развития, вообще каримовские критерии достижения прогресса Узбекистана и Центральной Азии, распространились на всемирные просторы и закономерно получили признание. Подтверждением этого являются многочисленные презентации книг Ислама Каримова в зарубежных странах, повышение интереса мировой общественности к Узбекистану, официальное признание политических деятелей развитых стран начертанного нашим Первым Президентом пути, возрастающий их интерес к его личности. С этой точки зрения Ислам Каримов мышлением, гуманистическими идеями явился выразителем целостной научно-практической концептуальности, феноменальности «узбекской модели». 

Ислам Каримов по отношению к своему народу проявлял, можно сказать, фанатичную любовь, был верен и предан ему. Великим и искренним было его убеждение: «Для своего народа я готов отдать жизнь». Это не пустые слова и сказаны они не ради обретения дешевого авторитета. Для него это — судьба, сама жизнь. Вот один из примеров. Федерико Майор, в то время генеральный директор ЮНЕСКО, прослышав в аэропорту о презентации в Париже книги Ислама Каримова, приостановил запланированную поездку и принял участие в данном мероприятии, где произнес краткую речь. Ф. Майор вспоминает, как Первый Президент Узбекистана показывал ему обсерваторию Улугбека: «Взяв в руки инструмент, которого касались руки великих ученых Улугбека, Али Кушчи, я ощутил себя попавшим в XV век, почувствовал себя в едином дыхании со знаменитыми мыслителями. До сих пор то волнение целиком охватывает все мое существо. Тогда господин Ислам Каримов показал мне произведение Улугбека «Зиджи Курагони» — астрономические таблицы. Чтобы показать свою осведомленность в науке Востока, я сказал: «Очень сильное произведение. Согласно анализу современных компьютеров, Улугбек в определении движений звезд оказывается ошибся всего-то на полминуты. Ислам Каримов, бросив быстрый взгляд на меня, с улыбкой ответил: «Нет, Улугбек не ошибся. Быть может, это компьютеры ошиблись». Услышав такой ответ господина Каримова, я еще раз почувствовал, как сильно он любит свой народ, насколько гордится успехами узбекских ученых».

Реализация благородной идеи «Реформы не ради реформ, а для человека» превратилась в главную политику Первого Президента Узбекистана. Он беспредельно гордился своей принадлежностью к великой узбекской нации, получал огромное удовлетворение от того, что его политика, деятельность направлены на ее интересы. Именно поэтому заботы страны, народа воспринимал как личные. Благополучие, спокойствие, мирная созидательная жизнь народа, страны были для него высшим законом. 

Ислам Каримов вошел в историю феноменом не только как Президент независимого Узбекистана, но и как теоретик, основатель гуманного демократического правового государства. И его идеи, деятельность требуют углубленного изучения, в том числе с точки зрения политической философии. 

Нарзулла ШОДИЕВ,

доктор филологических наук, профессор,

Абдурашид БЕРИКБАЕВ,

кандидат экономических наук, доцент.