ISLOM KARIMOV ILMIY-MA’RIFIY MAJMUASI

Конституция - гарантия мира и стабильности общества


06.12.2018

Каждое демократическое государство имеет свою Конституцию и на этой основе собственное конституционное устройство. Один из важнейших конституционных документов цивилизации Востока - «Уложения Темура».

Уложения Амира Темура оказали серьезное влияние на политико-правовую мысль народов Азии, и в особенности - Центральноазиатского региона.

Если обратиться к сложной, чрезвычайно важной и исторической летописи создания Конституции Республики Узбекистан, то, несомненно, можно убедиться в том, что Конституция является логическим результатом движения народа на пути к независимости. При создании Основного Закона учитывался почти трехтысячелетний опыт национальной государственности.

Как отмечал Президент Шавкат Мирзиёев, история современного Узбекистана – это история чрезвычайно сложной и тяжелой борьбы народа во главе с Исламом Каримовым за обретение подлинной независимости. Ислам Абдуганиевич  был основным автором Конституции Республики Узбекистан, полностью соответствующей демократическим требованиям и международным критериям.       

В пункте 8 Декларации о суверенитете, объявленной Верховным Советом Узбекистана 20 июня 1990 г., было закреплено положение о том, что Узбекистан самостоятельно определяет свой путь развития, свое название. В пункте 12 Декларации отмечается, что данный документ является основанием для разработки новой Конституции. В соответствии с решением Верховного Совета уже 21 июня 1990 г. была создана Конституционная комиссия под председательством Ислама Каримова, объединявшая 64 члена – государственных деятелей, ученых-юристов, депутатов, практиков, специалистов. Этой комиссией за два года был подготовлен проект новой Конституции. В этом историческом процессе Первый Президент проявил себя как выдающийся государственный и общественный деятель, талантливый политический лидер.

При создании  Конституции Узбекистана следующим образом был использован мировой конституционный опыт:

  • принципы конституционного регулирования – права человека, приверженность нормам международного права, разделение властей, стабильность Конституции;
  • отказ от идеологизации, т.е. Конституция не стремится навязать обществу заранее предопределенную, господствующуюидеологию;
  • конституционные гарантии – верховенство Конституции, создание Конституционного суда, особый порядок изменения Основного закона;
  • президентская республика как одна из форм прямого народовластия, ибо Конституция определяет правовое положение Президента как главы государства и исполнительной власти;
  • конституционная техника, т.е. организацию текста в Преамбуле и по разделам, главам и статьям, а также логика их расположения;
  • краткость конкретно-правового содержания, с тем чтобы не создавать излишнюю регламентацию, сковывающую реальную государственную жизнь.

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в своем выступлении на торжественном собрании, посвященном 24-летию принятия Конституции Республики Узбекистан, по этому поводу отметил: «Я всегда с гордостью вспоминаю, как, будучи депутатом Верховного Совета, в составе Конституционной комиссии непосредственно участвовал в процессе разработки и принятия нашего Основного Закона. До сих пор помню бурные дискуссии и споры в сложном процессе создания нашей Конституции. Действительно, в чрезвычайно трудные 90-е годы решающее значение имело то, что руководство по разработке проекта нашего Основного Закона взял на себя такой великий, дальновидный политический деятель, обладающий широким стратегическим мышлением, как Ислам Абдуганиевич Каримов».          

В проект Конституции были внесены изменения, и на основе поступивших предложений документ был серьезно доработан. Для продолжения всенародного обсуждения проект Конституции был повторно опубликован в газетах 21 ноября 1992 г.

Таким образом, состоялся  важныйправовой прецедент – двухэтапное всенародное обсуждение проекта. Это обстоятельство, с одной стороны, сыграло роль мощного стимула для активизации участников обсуждения, а с другой, – обеспечило подлинную народность Основного Закона. Проект Конституции прошел всенародную экспертизу.

Конституционной комиссией 6 декабря 1992 г. проект Конституции был обсужден в последний раз. Первый Президент Узбекистана на сессии назвал Конституцию «народной энциклопедией» и отметил, что работа над ней продолжалась примерно два года, затем в течение двух с половиной месяцев прошло всенародное обсуждение и за это время документ обогатился и усовершенствовался.

Ислам Каримов четыре раза редактировал проект Конституции до первой публикации, до следующей публикации – еще два раза и еще один раз до внесения документа на сессию. Все эти правки и дополнения имели важное методологическое значение.

Ислам Каримов предложил дополнить проект Конституции статьями о равноправии мужчин и женщин, государственной охране памятников культуры, защите материнства и детства. Первый Президент Узбекистана уделял большое внимание статьям Конституции, закрепляющим права, свободы и обязанности граждан. Таким образом, после семикратной проверки проект Конституции был представлен депутатам для заключительного обсуждения.

Ислам Каримов в качестве председателя Конституционной комиссии выступил с речью на сессии. В этом выступлении глубоко комментируются такие положения Конституции, как  «Народ является единственным источником государственной власти», «Государство выражает волю народа, служит его интересам. Государственные органы и должностные лица ответственны перед обществом и гражданами», «Демократические права и свободы защищаются Конституцией и законами».

Недаром в Преамбуле Конституции четко сформулировано: «Народ Узбекистана, торжественно провозглашая свою приверженность правам человека и принципам государственного суверенитета, осознавая высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, опираясь на исторический опыт развития узбекской государственности, подтверждая свою верность идеалам демократии и социальной справедливости, признавая приоритет общепризнанных норм международного права, стремясь обеспечить достойную жизнь гражданам республики, ставя задачей создание гуманного демократического правового государства, в целях обеспечения гражданского мира и национального согласия принимает в лице своих полномочных представителей настоящую Конституцию Республики Узбекистан».

В проекте Конституции, внесенном на обсуждение сессии, было около 80 изменений и дополнений. Депутатами парламента проект был постатейно обсужден, внесен еще ряд изменений и после этого 8 декабря 1992 г. была принята Конституция Республики Узбекистан. С этого дня 8 декабря является всенародным праздником – Днем Конституции.

Конституция Республики Узбекистан в полном смысле слова была новой, основанной на принципах демократических конституций ряда развитых стран мира. Основной Закон, благодаря его демократичности, приверженности принципам правового государства и справедливого гражданского общества, в сложных условиях перехода к новому конституционному строю стал основным правовым документом, обеспечившим реализацию коренных демократических преобразований в рамках конституционного законодательства и правового поля.

Вместе с тем, мы ясно представляем последовательные шаги по пути широкого демократического обновления страны и либерализации в условиях стремительно меняющегося современного мира, великую цель – вхождение в будущем в ряд развитых государств, а также масштабные задачи по дальнейшему развитию проводимых демократических реформ и созданию сильного гражданского общества.

Формирование демократического правового государства и сильного гражданского общества в Узбекистане реализуется на системной и поэтапной основе. Конституционные нормы определяют юридические критерии развития государственных органов и институтов гражданского общества. Конституция страны является зеркалом политической и правовой жизни государства. Реализуемые демократические реформы отображаются в «конституционном зеркале». Поскольку в политической, социально-экономической, культурной жизни общества происходят определенные изменения, это находит свое отражение и в тексте Конституции, исправления и дополнения в которую вносились в 2003, 2007, 2008, 2011. 2014, 2016, 2017 гг.  Действующая редакция Основного Закона страны функционирует с 8 апреля 2017 г.

В заключение можно сказать, процесс разработки, обсуждения и принятия Конституции, а также 26-летние результаты действия Основного Закона ярко подтверждают мысли Первого Президента Узбекистана Ислама Каримова о том, что Конституция является энциклопедией, которая прославляет на весь мир государство как государство, нацию как нацию, отображает волю, духовность, социальное сознание и культуру народа, является результатом народного мышления и творчества.Конституция – надежный фундамент формирования правовой основы суверенного государства, краеугольный камень национальной независимости. Сегодня сама жизнь, достигаемые страной успехи подтверждают, насколько правильными являются закрепленные в Конституции страны положения и принципы, отвечающие мечтам и чаяниям народа, интересам сегодняшних и будущих поколений.

 

Равшан Назаров,

главный научный сотрудник 

Научно-просветительского

комплекса имени Первого Президента

Республики Узбекистан Ислама Каримова,

кандидат философских наук