Около двух лет Каримов работал над Конституцией Узбекистана, возглавляя комиссию по выработке Основного Закона. В течение трех месяцев перед сессией парламента она проходила всенародное обсуждение, обогащаясь жемчужинами народной мудрости.
Он прекрасно понимал: Основной Закон страны, прежде чем он будет принят, должны изучить все: от министра до чабана, от директора завода до поливальщика в отдаленном хозяйстве в Голодной степи. 8 декабря 1992 года Верховный Совет принял этот исторический документ. В чем же уникальность новой Конституции? Прежде всего она представляет собой качественно новую трактовку общественно-политического развития общества по своей сути, философии, идеям. В Конституции нет и следа коммунистической идеологии, классовости, партийности. Из всех мировых ценностей выделено самое великое – человек! И на этой основе в Основном Законе найдено рациональное правовое решение взаимоотношений между гражданином, обществом и государством, что всегда было камнем преткновения в юриспруденции.
По мысли Каримова, основным признаком правового государства считается равенство всех его граждан перед Законом, обеспечение приоритета Конституции. Все законы и нормативно-правовые акты должны создаваться на основе Конституции и соответствовать ей. Не случайно он процитировал высказывание Амира Темура: «Там свобода, где верховенствует закон».
Новая Конституция взаимно связывает граждан и государство правами и обязанностями. В этом отношении документ вобрал в себя принципиальные положения Всемирной декларации прав человека: неприкосновенность жизни, личности и свободы человека.
Принципиальное значение имеет отношение к собственности как краеугольной основе строительства нового общества. Частная собственность объявлена в Конституции не только равноправной с другими ее формами, но и находящейся под защитой государства и ее институтов.
Организация и структура государственной власти строится по принципу разделения властей: законодательной, исполнительной, судебной. Особо следует отметить, что при разработке проекта новой Конституции строго соблюдались положения фундаментальных документов ООН, принципы международного права. Был творчески использован конституционный опыт таких стран, как США, Германия, Япония, Канада, Франция, Португалия, Италия, Швеция, Турция, Испания, Индия, Пакистан, Египет.
Самые взыскательные эксперты – французские, американские, представители ООН и СБСЕ – внимательно анализировали принятый Верховным Советом Закон. И никто из них не нашел даже намека на то, что не отвечало бы общепринятым демократическим нормам. Поэтому Каримов имел полное право заявить: «Конституция – великое наше достижение».
Заново создана банковская система. И самое главное – введена в обращение национальная валюта – сум. В корне реформированы системы материально-технического снабжения и закупок. Энергично развиваются универсальные и специализированные товарно-сырьевые биржи, брокерские конторы и торговые дома. Появились холдинговые и лизинговые компании, службы страхования и аудиторства, юридические объединения, центры по подготовке специалистов рыночной экономики.
Особое место в деятельности правительства занимают внешнеэкономические связи. Международное сообщество, деловые круги, крупные финансовые и банковские структуры с растущим интересом воспринимают позитивные перемены в Узбекистане. Республика – член ООН, принята в Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и в целый ряд других авторитетных международных экономических организаций, в том числе региональных. Изо дня в день растет число предприятий с участием иностранного капитала. В республике сейчас действуют СП с десятком стран мира. Их география – от Японии до США, от Бельгии до Индонезии. Столь значительное представительство иностранного капитала объясняется одним: льготным законодательством. Естественно, что Узбекистан еще не обладает необходимыми мощностями и современными технологиями, чтобы превратить колоссальные сырьевые ресурсы в законченную продукцию, наладить ее хранение, переработку и реализацию. Если республика сможет организовать полную переработку имеющихся в стране сырья и полуфабрикатов, то производство валового национального продукта увеличится многократно. Ведь только разведанные запасы полезных ископаемых оцениваются, по данным зарубежных экспертов, в 3 триллиона долларов.
Одним из приоритетных направлений внешней политики является развитие прямых и многосторонних отношений со странами СНГ. Президент последовательно выступает за развитие интеграционных процессов, за выработку действенного механизма эффективного функционирования СНГ. Все эти взгляды и принципы Президента воплотились в различных двусторонних соглашениях и договорах с большинством государств Содружества: Россией, Украиной, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном.
Отрывок из книги «Ислам Каримов. Стабильность и реформы».
Из серии «Вожди народов – ХХ век». Автор и руководитель проекта Н.Л.Мишин
***
Один зарубежный публицист, написавший о нашей стране книгу, назвал ее «Узбекистан – эпоха Каримова».
Действительно, годы президентства Ислама Абдуганиевича Каримова составили целую эпоху в новейшей истории Узбекистана. Стратегическое мышление, несгибаемая воля, титанический труд, глубокое понимание национальных интересов, любовь и преданность своей стране, ее народу позволили Первому Президенту осуществить беспрецедентные по своему масштабу реформы. Благодаря им за небольшой по историческим меркам срок сформировано современное демократическое динамично развивающееся государство – Узбекистан, занимающее достойное место в международном сообществе.
Ислам Каримов останется в мировой истории, сердцах наших людей выдающейся личностью. Его отличали обостренное чувство справедливости, высокая правовая культура. Это проявлялось во всем: в подборе кадров, оценке их деятельности, принятии решений по вопросам государственного строительства и, в частности, в отношении к праву, закону, которые Ислам Абдуганиевич рассматривал как мерило справедливости. Поражало его особое отношение к Конституции: стабильность, неизменность ее основных положений Первый Президент считал незыблемым требованием.
В ходе обсуждения парламентской реформы 2002 года, когда по итогам всенародного референдума однопалатный парламент преобразовывался в двухпалатный Олий Мажлис, Ислам Абдуганиевич несколько раз собирал ученых, представителей парламента. В ходе этих совещаний обсуждались изменения и дополнения, которые необходимо было внести в Конституцию и законодательство в связи с парламентской реформой. На одной из встреч глава государства задал ученым вопрос: «Когда следует внести изменения в Конституцию: вначале или принять сначала законы о нижней и верхней палате, их регламентах?» Юристы ответили, что основой является Конституция, поэтому нужно внести изменения в нее, а потом, на этой базе, принимать соответствующие законы.
Президент не согласился, отметив, что мы решаем сложную и абсолютно новую для нас задачу. В ходе формирования правовых основ деятельности нового парламента предстоит отработать различные варианты законодательного регулирования. Только после того, как все встанет на места и мы будем иметь конкретные, отработанные законы о палатах парламента, приступим к изменению положений Конституции.
При этом Ислам Абдуганиевич подчеркнул, что Основной Закон должен быть стабильным. В этом состоит смысл и гарантия неизменности нашего курса на демократическое развитие, в этом – предсказуемость, стабильность политики реформ, устойчивость и основательность национальной государственности. В результате законы о Законодательной палате и Сенате были приняты в 2002 году, а соответствующие поправки в Конституцию внесены в 2003-м. Жизнь показала абсолютную правильность позиции Первого Президента.
Миракбар Рахманкулов,
заместитель директора Института мониторинга действующего законодательства
при Президенте Республики Узбекистан
***
O‘zbekiston Respublikasining Birinchi Prezidenti Islom Abdug‘aniyevich Karimov men 27 yil mobaynida yaqindan va juda yaxshi bilgan inson edi. O‘zimni ikki ota tarbiyasini ko‘rgan farzand, deb hisoblayman: qondosh otam dunyoga keltirdi, inson sifatida shakllantirdi, o‘z kasbining ustasi, yuridik fanlar doktori etib kamolga yetkazdi, o‘z otamday qabul qilgan inson Islom Abdug‘aniyevich sharofati tufayli esa men butun elyurtga tanildim, dunyoning ko‘plab davlatlarida, nufuzli xalqaro tashkilotlarda tan olindim.
Birinchi Prezidentimiz nafaqat O‘zbekiston, balki jahon miqyosida katta hurmat va obro‘-e’tiborga sazovor ulkan shaxs va atoqli davlat arbobi maqomida e’tirof etilgani bejiz emas. Islom Abdug‘aniyevich serqirra siyosiy faoliyati, olijanob insoniy fazilatlari bilan Vatanimizning ko‘p asrlik tarixida, ayniqsa, istiqlolning dastlabki yigirma besh yillik davrida o‘chmas iz qoldirdi.
Mamlakatimiz mustaqillikka erishgunigacha bo‘lgan zamonlardayoq Islom Abdug‘aniyevich bir qator qat’iy yuridik va huquqiy qadamlarni qo‘ydi. Bularning barchasi, shubhasiz, yuksak jasorat va matonat namunalari edi.
Birinchisi – 1989 yili o‘zbek tiliga davlat tili maqomi berildi.
Ikkinchisi – sobiq Ittifoq hududida birinchi bo‘lib, 1990 yil 24 martda O‘zbekistonda Prezident lavozimi ta’sis etildi.
Uchinchisi – 1990 yil 20 iyunda Mustaqillik deklaratsiyasi e’lon qilindi.
To‘rtinchisi – Istiqlol ostonasida turib, mustaqil davlat bayrog‘i, gerbi va madhiyasini yaratish yo‘lida ilk qadamlar qo‘yildi.
Beshinchisi – 1990 yil 21 iyunda Birinchi Prezidentimiz raisligida Konstitutsiyaviy komissiya tuzilib, mustaqil davlat Asosiy qonunini yaratishga kirishildi.
Menga mustaqil O‘zbekiston Konstitutsiyasini tayyorlash va qabul qilishdek tarixiy jarayonlarda bevosita ishtirok etish baxti nasib qildi. Shu ma’noda, ishonch bilan ayta olamanki, Birinchi Prezidentimiz Konstitutsiyaning bosh muallifi, asosiy tashabbuskori va g‘oyaviy ilhomchisidir.
Birinchi Prezidentimiz, ayniqsa, Konstitutsiyaning inson va fuqarolar erkinliklari va burchlarini qonuniy mustahkamlovchi moddalariga katta e’tibor qaratdi. Konstitutsiyaviy komissiyaning 1992 yil 7 dekabrda bo‘lib o‘tgan oxirgi majlisida Konstitutsiya loyihasiga xotin-qizlar va erkaklarning teng huquqliligi to‘g‘risidagi 46-modda bevosita Islom Abdug‘aniyevich taklifi asosida kiritilgan. Shu tariqa Konstitutsiya loyihasi Yo‘lboshchimiz yetti marta tekshirib chiqqanidan keyingina so‘nggi muhokama uchun deputatlarga taqdim etilgani va qabul qilinganini yaxshi eslayman.
Birinchi Prezidentimiz rahbarligida ushbu yo‘nalishda ro‘yobga chiqarilgan ezgu ishlarni eng muhim tarixiy voqealar sifatida qancha sharaflasak, shuncha munosib. Zotan, Konstitutsiyani yaratish tarixi bu – mustaqillik uchun, konstitutsiyaviy suverenitet uchun kurashning uzviy qismidir.
Akmal Saidov,
Inson huquqlari bo‘yicha milliy markaz direktori,
yuridik fanlar doktori, professor
***
Manba: “Islom Karimov – Mustaqil O‘zbekiston asoschisi” nomli xotira kitobidan
Farxod Kurbanbayev olgan suratlar