Ровно 30 лет назад, 7 ноября 1994 года Указом Первого Президента Ислама Каримова была образована Государственная акционерная железнодорожная компания «Узбекистон темир йуллари». Это событие заложило основу независимой железнодорожной системы страны. Не спроста железные дороги называют «кровеносными сосудами» государства. Малейшие перебои в их работе сразу же сказываются на самочувствии всей экономики. Именно благодаря продуманной логистике обеспечивается эффективная и надежная транспортная связь между различными регионами, развиваются торговля, промышленность, туризм.
С обретением независимости, данный вопрос, конечно же, также был в актуальной рабочей повестке Первого Президента. Задача была не из простых с учётом того, что стальные магистрали переплетались с соседними республиками. Стояли также вопросы последовательной диверсификации транспортных коридоров для улучшения доступа на мировой рынок и увеличения экспортных возможностей Узбекистана.
Данная цель была достигнута, в короткие сроки были устранены проблемы, создана независимая, единая и интегрированная система железнодорожно-транспортного сообщения, которая надежно и эффективно связывает все регионы страны, обеспечивает выход к международным транспортным сетям.
В годы независимости было построено более 2 тысяч 400 километров новых железных дорог, более 3 тысяч километров были электрифицированы. Отечественная железнодорожная отрасль располагает мощностями тяжелого машиностроения и черной металлургии.
Благодаря этому Узбекистан со своими современными транспортными коммуникациями и высоким транзитным потенциалом превратился в важный узел международных железных дорог, связывающих Восток с Западом, Юг с Севером. Активная инвестиционная политика нашего государства и привлекательные условия для бизнеса усилили его значение как транспортного хаба на пересечении торговых путей.
К этим успехам Узбекистан шёл поэтапно. Большое внимание уделялось прокладке новых стальных магистралей. В песках Кызылкумов была проложена железная дорога Навои – Учкудук – Султануиздаг – Нукус, возведен совмещенный железнодорожно-автомобильный мост через реку Амударья.
Уникальными также являются железные дороги «Ташгузар-Бойсун-Кумкурган» и «Ангрен-Пап», построенные в сложных горноклиматических условиях, проходящие через горные вершины на высоте 1800 метров над уровнем моря и обеспеченные современными объектами инфраструктуры общей протяженностью 346 километров. Построены также новые железнодорожные линии Янгиер – Джизак и Янгиер – Фархад.
Модернизировалась существующая сеть стальных магистралей. Реализованы два крупных инвестиционных проекта и проведена реабилитация пути на участке Ташкент – Самарканд – Бухара, завершена прокладка волоконно-оптических линий связи протяженностью более 600 км на участке Келес – Бухара. Проделана работа по электрификации железнодорожной линии Тукимачи - Ангрен.
В целях организации первого в Центрально-азиатском регионе высокоскоростного пассажирского движения от Ташкента до Самарканда в 2008 году был подписан контракт с компанией «Тальго» (Испания) на приобретение двух высокоскоростных пассажирских электропоездов.
C 8 октября 2011 года начал курсировать высокоскоростной поезд «Afrosiyob» (испанской компании Talgo) сообщением Ташкент-Самарканд Ташкент.
Постановлением Первого Президента Республики Узбекистан от 24 апреля 2015 Государственная акционерная железнодорожная компания «Узбекистон темир йуллари» была преобразована в акционерное общество «Узбекистон темир йуллари».
За первую четверть века независимости в отрасль было направлено более 7,5 миллиарда долларов капитальных вложений, в том числе 2,4 миллиарда долларов иностранных инвестиций.
Все это - результат усилий выдающегося стратега и лидера нации, сумевшего сохранить экономику страны, её территориальную целостность, создать независимую разветвлённую дорожно-транспортную инфраструктуру.
Вопросам дальнейшего расширения транспортно-логистического потенциала и его эффективного использования уделяется особое внимание в условиях Нового Узбекистана.
Начались, в частности, практические работы по строительству железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан», которая станет важной составляющей трансрегиональных связей в рамках инициативы «Один пояс, один путь». По мнению экспертов, этот транспортный коридор будет способствовать ускоренному развитию не только трех стран, но и всего региона Центральной Азии.
Как отметил Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев: «Мы расширяем национальную сеть современных железнодорожных и автомобильных путей, активно внедряем цифровые технологии для ускорения процедур обработки и перевозки грузов». В кровеносные сосуды экономики Узбекистана вливаются новые проекты, обеспечивающие дальнейшие перспективы этой важнейшей отрасли страны.
Фото Ф. Курбанбаева