Минуло ровно 25 лет с того дня, как были введены в эксплуатацию дороги и тоннели через перевал Камчик, сыгравшие весьма значимую роль в новейшей истории Узбекистана и, можно сказать, важнейшую роль в сохранении территориальной целостности нашей страны.
В августе 2000 года состоялась торжественная церемония открытия тоннелей под перевалами Камчик и Резак – ключевого участка автомагистрали Ташкент – Ош, имеющего стратегическое значение в цепи международных хозяйственных связей республики. Первый Президент Узбекистана Ислам Каримов принял участие в церемонии и выступил с речью.
Как известно, гражданская война, разразившаяся в Таджикистане в 1990-х годах, полностью перекрыла дороги, связывающие Ферганскую долину с другими территориями нашей страны через территорию соседнего государства. Проезд через эту территорию стал опасным как для грузовых, так и пассажирских перевозок.
Единственным выходом из сложной ситуации было преодоление перевала Камчик. Но перевал находится на высоте 2268 метров над уровнем моря, а дорога через данный участок горного хребта, проложенная ещё в 1950-х годах была узкой и извилистой в форме серпантина. И не каждый мог отважиться на этот опасный путь. Град и оползни зачастую смывали асфальтовое покрытие дорожного полотна, расположенного вдоль крутых скал, а ручей, протекавший по всей его длине, размывал обочины, особенно в весенние месяцы. Из-за высокой степени опасности движения дорога в различные периоды года часто перекрывалась.
Тогда Первый Президент поставил задачу проектирования и строительства современной дороги, проходящей через туннель. В 1996 году правительство приняло соответствующее решение. Таким образом, склон горы превратился в огромную строительную площадку.
Дорожные строители со всего Узбекистана начали прокладывать туннели и объездные дороги, убирать валуны и камни, расширять дороги с двусторонним движением. Строительство велось в непростых климатических условиях высокогорья. По сложности строительства этот проект в мировом масштабе занимает место в первой восьмёрке. И тем не менее все работы были проведены на высоком качественном уровне. Тоннели оснащены противопожарным оборудованием, радиотелефонной связью и теле- наблюдением. Управление движением полностью компьютеризировано.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
29 августа 2000 года двойной тоннель на перевале Камчик был введен в эксплуатацию. На сегодняшний день в среднем его ежедневно пересекает более 20 000 автомобилей, а в летний сезон — более 30 000. Это означает, что сотни тысяч людей ежедневно становятся ближе к пункту назначения, а десятки тысяч тонн грузов быстро и безопасно доставляются к месту назначения.
Что же касается территориальной целостности… Во времена бывшего Советского Союза дорожная инфраструктура (возможно намеренно) была настолько запутанной, чтобы добраться из одного района республики в другой, приходилось проезжать через территорию соседней республики. Например, если вы держали путь в Самарканд или Бухару, приходилось добираться через Казахстан по трассе М-39, если вы направлялись ещё дальше, в Хорезм, то приходилось проезжать через Туркменистан, а если вы ехали в Ферганскую долину, то необходимо было пересекать участок территории Таджикистана. Особенно серьёзной была ситуация с долиной.
Дело в том, что Ферганская долина, известная в нашем народе как «золотая долина», была отрезана от остального Узбекистана перевалом Камчик. Все коммуникации, прежде всего транспортные и логистические, проходили через территорию соседнего государства. Естественно, что такая неблагоприятная ситуация создавала серьезные проблемы в обеспечении жизненных потребностей Андижанской, Ферганской и Наманганской областей, где проживает более 10 миллионов человек, а также стабильной работе отраслей экономики. Упомянутая выше автомагистраль, а позднее и введенная в эксплуатацию в 2016 году электрифицированная железная дорога Ангрен-Пап эти проблемы устранили на корню.
За время своей деятельности Ислам Каримов совершил немало великих дел. Но одним из самых выдающихся деяний, несомненно, явилось то, что мы смогли пройти от Андижана до Каракалпакстана, не пересекая чьей-либо территории, не будучи в зависимости и подчинении кому-либо, окружённые своими собственными и безопасными границами.
Фото Ф.Курбанбаева