НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ КОМПЛЕКС ИСЛАМА КАРИМОВА

В ПРИОРИТЕТЕ -  РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА


26.05.2025

                                     

Первые   четверть века в новейшей истории Узбекистана… По временным меркам - срок короткий, по масштабам перемен - эпохальный. И перемены эти произошли, в первую очередь, в сознании людей. Это особенно проявилось, когда в 1991 году выборы Президента Узбекистана впервые на постсоветском пространстве проводились на альтернативной основе.

Народ во главе с Первым Президентом Исламом Каримовым сделал свой главный выбор -  независимо от внешних факторов определять свою судьбу, идти по пути построения светского демократического государства. Не спроста говорят: «Человек делает выбор, а выбор делает человека». Наше общество, избрав самостоятельный путь развития, стало более зрелым, ответственным за свою судьбу и судьбу будущих поколений. И если раньше, в условиях советского тоталитарного режима к избирательным процессам относились формально, так как всё уже было предопределено, то сегодня мы отдаём мандат доверия тем, в кого действительно верим, от кого ждём взвешенных и жизненноважных решений. 

2024 год войдёт в историю Нового Узбекистана, как год очередных парламентских выборов. По предложению Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёва они впервые проводились на основе мажоритарно-пропорциональной (смешанной) системы, что усилило роль политических партий в этом процессе. Зарубежные эксперты отметили соответствие выборов Конституции Узбекистана, Избирательному кодексу и международным стандартам.

Я не случайно обратилась к этому событию, во многому определяющему дальнейший ход демократических преобразований в обществе, укрепление его правовых основ. С первых же дней независимости Ислам Абдуганиевич уделял особое внимание вопросам обеспечения верховенства закона.

На исходе года, 8 декабря наш народ отметил День рождения Конституции страны. В период становления независимости, который также называют периодом испытаний, принятие Основного закона явилось краеугольным камнем, на котором затем формировалась вся архитектура правового государственного устройства. Важные рекомендации и конструктивные предложения Первого Президента играли особую роль в процессе разработки и принятия Конституции  Республики Узбекистан.

«Наша Конституция, в отличие от старой советской Конституции, закрепив приоритет прав, интересов и свобод человека над государственными интересами, определила своей сутью создание достойных условий жизни для людей, провозгласила принципы социальной справедливости как основу всех направлений нашего законодательства… Исходит это из четкого понимания простой истины…- наш народ может вынести любые трудности, но терпеть несправедливости не будет», - утверждал Ислам Каримов и делал всё, чтобы интересы и права человека были главным адресатом любых принимаемых на государственном уровне решений. Шаг за шагом в новейшей истории Узбекистана выстраивалась модель демократиии, которая получила мировое признание.

В 1995 году был избран Олий Мажлис – высший законодательный орган. В этот период активно развивались межпарламентские связи, зарождалась парламентская дипломатия. Значительным шагом в совершенствовании государственности Узбекистана явилось формирование в 2002 году двухпалатного парламента. Это позволило поднять на качественно новый – профессиональный уровень всю систему законодательного процесса. 

Такой подход обеспечил стабильность в обществе. Именно это понятие было и остаётся одним из главнейших приоритетов развития Узбекистана, что неоднократно подтверждено на международном уровне. Так, по результатам исследования «Индекс законопорядка», проведенного в 2015 году Институтом Гэллапа (США), Узбекистан занял в этом рейтинге второе место среди 141 страны.

Простирая взгляд в прошлое, можно сказать, что реализация обозначенного Исламом Каримовым в первые годы независимости  курса на построение правового демократического государства спасло страну от хаоса, способствовало росту национального самосознания, реализации интересов граждан. Это уберегло от ощущения пустоты и потерянности последующие поколения жителей Узбекистана, стало мощной опорой и движущей силой.   

Избрав демократический путь развития, народ во главе с Первым Президентом осознавал, что процесс становления любой формы существования государства занимает длительное время, необходимое для изучения и осмысления мирового и национального опыта в сфере государственного управления. Все действия проходят апробацию и глубокий анализ результатов, и без этого невозможно определение собственного пути становления и развития молодого государства. «Демократия не внедряется силой, она прививается, иногда долго. Настоящую демократию не власть учреждает, люди сами ее создают – своей культурой, пониманием общественных нужд», - говорил Ислам Каримов.

Безусловно, в мире не существует способа построения демократии подходящего для всех стран, таких разных по своей истории, культуре, менталитету, традициям, национальному составу, вероисповеданиям и другим отличиям. Учиться приходится всем в ходе реализации реформ, а обучение не бывает без сложностей и анализа ситуации...

«Многие по-разному толкуют понятие демократии. Для меня демократия — это мир, благополучие, равноправие нашего народа», — утверждает Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев.

Сегодня, в условиях Нового Узбекистана, мы видим как процессы демократизации общества набирают силу, получают дальнейшее осмысление и развитие. Они – в новых механизмах по  защите прав граждан, их интересов и свобод, возможностях для самореализации, особенно молодежи; в создании и развитии самостоятельных, устойчивых, многообразных институтов гражданского общества.

Татьяна КАРИМОВА,

Член Попечительского совета

Научно-просветительского мемориального

комплекса имени Ислама Каримова,

кандидат экономических наук