НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ КОМПЛЕКС ИСЛАМА КАРИМОВА

Уткир Рахмат, главный редактор газет "Халк сузи" и "Народное слово"


Сегодня рядом с нами нет дорогого для всех нас Ислама Абдуганиевича Каримова. Однако мы в своей деятельности всегда опираемся на разработанные нашим Первым Президентом стратегические принципы реализации собственной «узбекской модели» развития и создания современной государственности. 

В этих словах Президента Шавката Мирзиёева на недавнем расширенном заседании правительства признание тех успехов, коих нашей стране удалось достичь за четверть века независимости под руководством Ислама Каримова — великого сына Узбекистана, который посвятил служению Родине всю свою жизнь, отдав силы и энергию без остатка, безгранично любил свой народ.

Нет сомнений, что эта любовь и уважение взаимны. Будет жить в памяти народной образ Первого Президента, останутся в сердцах соотечественников благие дела, коих несчетное множество совершено во благо обретения и сохранения независимости Узбекистана. 

25 лет самостоятельного развития для нашей страны были временем грандиозных преобразований, реализованных в условиях политической стабильности, которая, по твердому убеждению Ислама Каримова, не могла быть обеспечена без достижения экономической независимости, а она, в свою очередь, словно на прочнейшем монолитном фундаменте, базировалась на программе структурных реформ, получившей признание в мире как «узбекская модель» развития. В этой четко выведенной формуле благополучия, ставшей нетленным завещанием Первого Президента Узбекистана, воплотилось искреннее стремление вопреки всем кризисам сделать, чтобы люди могли жить достойно, гордясь Родиной. И сегодня эти принципы, как отметил глава государства Шавкат Мирзиёев, являются прочным фундаментом дальнейшего обеспечения политических, экономических и социальных преобразований в Узбекистане. 

За четверть века независимого развития в Узбекистане последовательно и целеустремленно были реализованы глобальные реформы, которые стали краеугольным камнем, остовом сегодняшних впечатляющих достижений страны в самых разных сферах. Очевидно, высокие достижения стали возможными в царящей в стране обстановке мира и согласия, доброты и дружбы, в условиях экономического прогресса. Сегодня мы воспринимаем эти блага как данность, хотя многие люди, особенно в возрасте, помнят и могут дать объективный и обоснованный ответ на вопрос «Кем мы были вчера и кем стали сегодня?», а также на то, какими усилиями обретено нынешнее благополучие и что стало главными слагаемыми успеха нашей страны. 

Характеризуя минувшее двадцатипятилетие, наряду с понятием «сложное», хочется добавить и характеристику «стремительное». Оно ознаменовано событиями грандиозного масштаба. На глазах одного поколения произошли перемены, которые в иных реалиях растянулись бы на долгие десятилетия.  

Излишне говорить, насколько тернистым был пройденный путь, реальными представлялись угрозы и вызовы. И непросто преодолеть его, а выйти победителем из противостояния со всеми тяготами переходного периода Узбекистану удалось благодаря решениям Первого Президента. В них — эпохальных, определяющих — выражена ответственность за миллионы судеб.

Становление молодого независимого государства тесно связано с реализацией подтвердившей свою действенность, получившей одобрение и признание мировой общественности «узбекской модели» построения демократического общества. Пять ее ключевых принципов, подробно изложенных в книге -Ислама Каримова «Узбекистан: свой путь обновления и прогресса», стали ответом на многочисленные вопросы о том, в каком направлении двигаться суверенной республике к собственному развитию.

По существу «узбекская модель», выведенная на начальной стадии реформирования, стала методологической базой формирования рыночной экономики в Узбекистане, выявила совершенно новый взгляд на процессы развития общества.

Прорывные, спасительные меры

Сегодня в условиях спокойной, мирной и благополучной жизни у нас есть возможность размеренно рассуждать о том, что происходило на заре независимости. А немногим более двух с половиной десятилетий назад большинство именитых исследователей и видных ученых, по их признанию, способно было высказывать лишь схематические и гипотетические замечания по поводу тенденций социально-политических и экономических процессов переходного периода — настолько непредсказуемым было время. 

Отягощал ситуацию и исторический контекст. Нужно было срочно искать выходы из многих практически тупиковых ситуаций, в которые завели республику партийные бонзы из тогдашнего центра, интересовавшиеся в отношении нее, лишь когда речь заходила об урожае ценного волокна. Как писал доктор юридических наук, специалист по теории права Леонид Левитин в соавторстве с профессором исторических и политических наук, одним из видных американских специалистов по политическим проблемам Средней Азии Дональдом С. Карлайлом в книге «Ислам Каримов — Президент нового Узбекистана», к началу девяностых годов ни одна из советских республик не была, пожалуй, в таком тяжелом, поистине катастрофическом положении, как Узбекистан. 

— Сельские жители, составлявшие примерно две трети населения республики, годами подвергались интенсивной эксплуатации. Люди страдали от крайне тяжелой, изнурительной работы на монокультуру хлопка, от нехватки средств к существованию, от несправедливой общественной системы вообще, — сообщается в книге, изданной в австрийской столице.

А вот под какими заголовками в самом начале 90-х годов XX века публиковались статьи о нашей стране в самых что ни есть серьезных газетах ближнего зарубежья: «Узбекистан как раскаленный самовар», «Узбекистан — край нехлебный», «Перед заходом солнца». Многие наблюдатели не только предрекали республике страшнейший кризис, но и говорили о нем, как о неизбежном явлении с непредсказуемыми последствиями.

Наше новое государство стояло перед выбором своего пути развития. В качестве альтернативы некоторые крепкие задним умом скептики делали ставку на готовые решения — малайзийскую, американскую, модели индустриальных стран Юго-Восточной Азии, которые хоть и были воплощены в своих странах, совершенно не учитывали бы ценности нашего народа, его менталитет и особенности.  На слуху было очень много готовых шаблонных форм: скажем, «шоковая терапия», — постулаты которой под личиной оздоровления экономики государства и вывода ее из кризиса предполагали моментальное увеличение длительно безработных до 40 процентов трудоспособного населения, упадок уровня жизни, обострение социального напряжения и многое другое. 

Но, по словам Ислама Каримова, к рынку нельзя подходить с подобной позиции. Это перемена всего уклада жизни, всей психологии народа. Наша главная задача заключается в том, чтобы без всяких социальных потерь подойти к новой ступени социально-экономического развития. А потому Узбекистан избрал свой собственный путь, который был разработан с учетом опыта передовых стран, своей целью имел закрепление в стране национальной модели экономических реформ. В тот период «узбекская модель» стала мощнейшим импульсом для эффективных преобразований, что в тех реалиях было поистине прорывной, спасительной мерой.

Будущее строим своими руками

Созвучно с «узбекской моделью» ставились перспективные задачи. Ислам Каримов в книге «Свое будущее мы строим своими руками» отмечал, что с первых дней осуществления программ экономических преобразований и обновления в республике основной упор делался и сегодня делается на конкретное улучшение структуры экономики, отказ от однобокой, гипертрофированной сырьевой ее направленности.

До обретения независимости Узбекистан являл собой хлопковую базу и был главным поставщиком этого сырья в другие регионы. Низким оставался уровень жизни: в 1990 году совокупные доходы на уровне ниже прожиточного минимума имело 70 процентов населения, в то время как в ряде других республик — 

30 процентов. Действовавшие предприятия работали не для нужды внутреннего рынка, а на вывоз. При этом, если посмотреть на карту того времени, то можно увидеть, что 50 процентов всей промышленной продукции давали Ташкент и Ташкентская область, другие 50 процентов составляла доля всех остальных регионов.

— Прежняя система была настолько идеологизирована, что деятельность хозяйствующих субъектов подчинялась не экономическим законам, а догмам, — говорит заместитель директора Координационно-методического центра по вопросам новейшей истории Узбекистана при Министерстве высшего и среднего специального образования Мухсинжон Холмухамедов. — Показательно, что в то время доля промышленности в ВВП составляла всего лишь около 14 процентов. В это же самое время колоссальные финансы так называемый центр направлял на установление существовавших идеалов в странах африкан-ского или американского континента, а не на строительство новой школы. К последним десятилетиям XX века люди, которые жили и работали в таких реалиях, видя застой на производстве, в здравоохранении, других сферах, утрачивали веру в будущее. 

Иначе говоря, назрела необходимость формирования нового типа и стиля мышления, свободных от идео-логических догм, раскрывающих многообразие форм и путей перехода каждой страны в отдельности и всей мировой цивилизации к качественно новому состоянию. Для решения долго назревавших проблем в Узбекистане был выработан принципиально новый подход в формировании целей и приоритетных направлений углубления экономических реформ для каждого этапа, в создании механизмов и инструментария их достижения, контроля за выполнением принятых решений. Немаловажно, что эта работа велась без показухи, самообмана и обольщения — именно поэтому она была столь результативной. 

Республика и прежде обладала весомыми предпосылками для того, чтобы занять достойное место в структуре мирового хозяйства и мировом сообществе. Как писал упомянутый выше Л. Левитин, страна имеет чрезвычайно выгодное географическое положение, находясь в центре транспортных, энергетических и водных систем региона. Узбекистан превосходит своих соседей в регионе по численности населения и научно-техническому потенциалу, располагает уникальными природно-климатическими условиями, древней земледельческой культурой и минерально-сырьевыми ресурсами. Это позволяет добиться самообеспечения продовольствием, развития производства и экспорта ценнейших видов технических сель-скохозяйственных культур. В стране есть все условия производить экологически чистую и конкурентоспособную на мировом рынке плодоовощную продукцию.

По мнению специалистов, невозможно, чтобы рыночная экономика зародилась в недрах тоталитарной, командно-административной системы. Две системы не имеют общностей, а потому с обретением независимости необходимой стала не модернизация или совершенствование хозяйственного механизма, а создание принципиально нового. В соответствии с «узбекской моделью» свершился переход из одного качественного состояния в другое. 

Поворот к новым реалиям при всемерной народной поддержке заложил крепкий фундамент для дальнейшего процветания, устойчивости экономики. Испытания на прочность этот монолит ощутит еще не раз. Так, во время мирового финансово-экономического кризиса и благодаря вовремя принятой превентивной программе республика преодолела глобальную рецессию без критических последствий. 

Страна собственников

Точные экономические расчеты показывали, что трансформация в рыночную экономику с внедрением ее правил и требований с учетом всей сложности будет проходить нелегко. Однако независимость дала нашему обществу отсутствовавшее доселе стремление к настоящему труду и материальные факторы его стимулирования. 

При рыночной экономике народ, труженики получили возможность иметь дополнительные источники доходов благодаря своим предпринимательским способностям. Переход на рыночные рельсы дал также старт изменению мировоззрения людей. У населения появилось больше инициативы, уверенности в своих силах и способностях. Ведь рынок побуждает быть восприимчивым к нововведениям, смело и энергично внедрять последние достижения науки и техники, по достоинству оценивать профессионализм, то есть добиться того, что не удалось сделать в условиях централизованного управления экономикой. Благодаря рынку осуществляется своего рода кристаллизация культурных традиций, когда наибольшее развитие получают те из них, которые способны обеспечить стране сравнительные преимущества в той или иной сфере. Рыночные отношения могут обеспечить, с одной стороны, эффективное использование тех огромных потенциальных возможностей, которые заложены в производительных силах республики, а с другой — преодолеть иждивенчество, развить инициативу и предприимчивость, возродить стимулы и утраченное чувство хозяина, наконец, переломить диктат производителя и подчинить производство интересам потребителя.

Эти стремления выразились в словах Ислама Каримова: Узбекистан должен стать страной собственников. О приверженности республики новому пути развития, избранной модели звучало не только в пределах страны, но и на глобальном пространстве. Во время пребывания в одной из европейских стран Первый Президент отмечал, что убежден в одном: только тогда, когда у нас в стране появится класс собственников, класс мелких и средних собственников, можно обеспечить стабильное и уверенное движение нашего общества на пути к процветанию и демократии, а не равенство всех в нищете. 

Тогда шаг за шагом проводились преобразования с целью кардинального обновления отношений к собственности. Его глубинной сутью стало разгосударствление имущества, всемерная поддержка частного предпринимательства, чтобы сделать деятельность бизнес-субъектов максимально благоприятной. Эта сфера стала краеугольным камнем пошагового преобразования экономики, эффективность которой признается мировым сообществом. 

Деловые круги, аналитики отмечают, что мудрая и дальновидная политика продолжается Президентом Шавкатом Мирзиёевым, а реализуемый комплекс реформ не только эффективен, но и способен стать практическим и наглядным примером для отдельных стран, избравших, как и Узбекистан, рыночный путь развития. 

Только благодаря независимости частный сектор получил беспрецедентные возможности. Около полусотни нормативно-правовых актов были изменены, дополнены с целью улучшения деловой среды. Если десять лет назад предпринимателям, по данным Всемирного банка, требовалось в среднем 276 дней для того, чтобы начать свое дело, то сегодня этот процесс в Узбекистане занимает меньше недели, что сопоставимо с показателями стран ОЭСР с высоким уровнем доходов. Эта работа по улучшению делового климата находит отражение в рейтингах международных экономических организаций, где наша страна за короткий период времени улучшила показатели почти на 70 позиций. 

В итоге благодаря целенаправленно реализуемой политике доля доходов от предпринимательской деятельности в Узбекистане превышает аналогичный показатель в странах СНГ. Малый бизнес, дававший на рубеже тысячелетий 31 процент в валовом внутреннем продукте, сегодня, как отмечено в ходе расширенного заседания Кабинета Министров, достиг 56,9 процента. Произведены кардинальные реформы аграрной сферы. В результате изменился менталитет тех, кто трудится на земле. Каждый работник, фермер, дехканин почувствовали себя хозяевами своей земли. Именно хозяевами, а не безрассудными владельцами — разница существенная. Усилилась ответственность за состояние своей кормилицы и ее плодородие, за качество обработки, люди стали «болеть» за урожайность и сохранность произведенной продукции, за конечный результат, наиболее полное раскрытие собственного потенциала.

В современном Узбекистане в частном секторе трудится более трех четвертей занятого населения. На него возлагаются и ответственные задачи по увеличению объемов углубленной переработки сырья по современным технологиям, наращиванию поставок на экспорт готовой продукции, дальнейшему развитию сферы услуг. Бизнесмены и частные предприниматели, еще четверть века назад отсутствовавшие как класс, стали ведущей силой в экономике. Это касается обеспечения населения качественными товарами, увеличения выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью, оказания современных услуг, создания рабочих мест.

Глубоко продуманные меры, результаты и признание эффективности которых отмечены Всемирным банком, включившим Узбекистан в мировую десятку лидеров по реформированию деловой среды, продолжают свою реализацию. Качественно новую веху развития для всего частного сектора страны ознаменовал принятый 5 октября 2016 года Указ Президента Шавката Мирзиёева 

«О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата», получивший широкий резонанс в деловой среде. Вдохновившись поддержкой государства лишь в прошлом году армию предпринимателей пополнили 32 тысячи новых субъектов. 

— Руководство Узбекистана не делает громких политических заявлений, не занимается политической возней, — отмечал еще несколько лет назад главный редактор газеты «Мир говорит» Виктор Матяшов (Россия). — Оно занимается конкретной работой по выстраиванию экономики, государственному строительству. 

Показатели под лупой

За шагами Узбекистана пристально наблюдали с самого обретения независимости соседи по ближнему и дальнему зарубежью. Налаживать связи с молодым государством, имеющим выгодное географическое положение, обладающим богатыми природными ресурсами, кадровым потенциалом, стремились многие. Но всякий раз прежде, чем предложить сотрудничество, скрупулезно изучали обстановку в стране, стремились удостовериться в ее стабильности. Инвесторам ведь нужны гарантии того, что вложения принесут прибыль: бизнес есть бизнес.

А потому статистическую отчетность, прогнозные параметры, материалы СМИ, все остальные источники изучались особо тщательно, как говорится, под лупой. Внимательно ознакомившись, партнеры с удовлетворением констатировали собранные факты: Узбекистан был единственной страной на постсоветском пространстве, где объем производства промышленной продукции к 1997 году превышал стартовый уровень 1990 года на 12,7 процента. Многие новые независимые государства по прошествии нескольких лет  даже не приблизились к уровню 1990 или 1991 года. 

Подобные результаты достигнуты при том, что экономические реформы не были самоцелью. Они были ориентированы на людей, на то, чтобы накормить на самых первых этапах, создать возможности для самореализации — на последующих. Прекрасно чувствующий, неизменно мудрый народ, осознавая это, с воодушевлением воспринимал каждый шаг независимого государства. 

Многие помнят медийный фон, под который протекали те годы. Практически ежедневно международная хроника на ТВ, в газетах сообщала о тотальных невыплатах зарплаты во многих странах пространства СНГ. После 1998 года там прочно вошло в лексикон понятие «рельсовая война», когда доведенные до отчаяния шахтеры и население целого ряда угольных регионов блокировали ключевые транспортные магистрали — зарплату люди не получали по семь и более месяцев. Не лучше шли дела у пенсионеров, так же протестовавших, по словам зарубежного социолога Леонида Гордона, потому что оставаться дома наедине со своими думами, болячками и долгами еще страшнее. В это самое время во многих государствах богатело около пяти процентов населения, чьи доходы превышали доходы бедных слоев в 25—40 раз.

На основе «узбекской модели», продуманной политики опережающего роста благосостояния низко- и среднедоходных групп населения были реализованы меры, позволившие предотвратить сильное расслоение в обществе. Соотношение доходов 10 процентов наиболее обеспеченного населения и 10 процентов наименее обеспеченного населения — так называемый децильный коэффициент — в 2015 году составило 7,7. А сложившийся международный показатель, характеризующий расслоение по доходам, — индекс Джини составил 0,280 и по своему уровню значительно ниже, чем во многих экономически развитых и развивающихся странах мира.

Показательны в данном контексте цифры: в 2016 году реальные доходы населения увеличились на 11 процентов, зарплата работников бюджетных организаций повышена на 15 процентов, пенсии и социальные пособия — на 12,1 процента. Эти цифры в условиях продолжающегося финансового кризиса, когда в ряде стран сокращаются социальные выплаты, наглядно показывает, насколько сильно государство заботится о своих гражданах.

Стабильность, совокупность вышеназванных факторов, а еще постоянно совершенствуемая транспортная сфера, формирование привлекательной инвестиционной среды, высокие позиции в международных рейтингах — все это продолжает привлекать все новых партнеров, готовых работать с Узбекистаном. Инвестиции в экономику, которые преимущественно привлекаются на реализацию проектов по модернизации, техническому и технологическому обновлению отраслей, структурным преобразованиям, только в 2016 году возросли почти на 10 процентов и превысили 16,6 миллиарда долларов. На территории интегрированного в мировое пространство Узбекистана действует свыше пяти тысяч предприятий с участием иностранного капитала, созданных на основе партнерства и взаимной выгоды. Результаты реформ на основе «узбекской модели» неоднократно получали высокое признание со стороны экспертов. В частности, Всемирный экономический форум в своем рейтинге включил Узбекистан в пятерку самых стремительно развивающихся стран мира — на три позиции выше Индии и на восемь — Китая.

Со слов председателя делегации Европарламента по сотрудничеству со странами Центральной Азии Иветы Григуле, зная, как и с каким наследием Узбекистан начал свой путь развития 25 лет назад, страна за годы независимости смогла достичь почти невозможного. 

— Сегодня Узбекистан демонстрирует динамичное развитие во всех сферах. Страна превратилась в процветающее государство, которое уделяет большое внимание вопросам обеспечения безопасности своих граждан, повышения их материального благополучия и социальной защиты, а также получения доступа к разным видам услуг, — считает парламентарий.

Результатом масштабных преобразований стало многократное увеличение за годы независимости экономики Узбекистана, среднедушевого дохода при возросшей в полтора раза численности населения. Коренным образом изменился облик городов и сел, возникла современная производственная и непроизводственная инфраструктура, что стало воплощением действенности принципов «узбекской модели» развития, продолжающейся политики реформ во благо страны, каждого человека.