Исторический феномен, который демонстрирует Узбекистан на протяжении последних 26 лет, представляет теоретический и практический интерес, особенно для зарубежной аудитории.
Республика Узбекистан появилась на политической карте мира, провозгласив государственную независимость 1 сентября 1991 года. Кто бывал в Узбекистане до и после этой даты, воочию может убедиться, какие разительные произошли перемены: облик городов и сельских населенных пунктов преображается буквально изо дня в день, возводятся дома, на дорогах нескончаемый поток современных автомашин разных модификаций отечественного производства. Более половины многонационального населения составляют дети и молодежь.
Наряду с очень бережным отношением к былой истории и своим национальным традициям в Узбекистане стремятся к построению современного государства: узбекистанцы верят, что их страна достигнет еще больших высот и в скором времени войдет в число развитых государств мира с высоким индексом человеческого развития.
Многие иностранные специалисты и журналисты прежде скептически относились к реализуемой в молодом государстве политике. Какие только не использовались избитые клише и штампы в адрес Узбекистана в предубеждениях: «несостоявшееся государство», «авторитарный режим» и т. д. и т. п. Довольно недружелюбные суждения скептиков впоследствии сменились на здравые и объективные оценки:
«В Узбекистане реально есть политическая и социально-экономическая стабильность», «Узбекистан из всех государств бывшего СССР из года в год последовательно и поступательно строит и развивает свою сильную самодостаточную экономику», «В Узбекистан заинтересованы инвестировать многие государства, иност-ранные корпорации и частные фирмы», «Узбекистан является ключевым государством, который гарантирует стабильность во всем Центрально азиатском регионе».
Подобная перемена произошла не сама собой. Планомерная и методичная работа по преобразованию страны, общества и государства, основанная на теоретических выводах, выдвинутых Первым Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым, и целеустремленно реализуемые всем трудолюбивым народом Узбекистана реформы дают свои эффективные результаты.
Однако следует признать, что зарубежные СМИ в своих оценках не дают и не могут дать полноценного ответа на главный вопрос: как за довольно короткий по историческим меркам срок Узбекистан смог создать прочный фундамент дееспособного государства, отвечающего современным требованиям? Данный вопрос представляет не только практический интерес для стран с переходным периодом, но и большой академический — в силу уникальности и ценности опыта Узбекистана по переходу из одного качественного состояния в совершенно иное, более высокое, отвечающее вызовам XXI века.
Поиск ответов на обозначенный выше вопрос привел к первоисточнику, а именно — к трудам, многочисленным выступлениям и интервью Ислама Каримова. Первый Президент Узбекистана, с именем которого неразрывно связано становление современного Узбекистана, на заре независимости разработал научную концепцию «узбекской модели» развития. Она отталкивается
от трех моментов: 1) критического рассмотрения причин экономического краха СССР, берущих начало еще с 60-х годов прошлого столетия;
2) опыта бывших социалистических стран Восточной Европы, переходящих в фазу рыночной экономики; 3) реального экономического положения, потенциальных возможностей, а также исторических и ментальных особенностей Узбекистана. Ислам Каримов, выдвигая концепцию развития страны, строго придерживался принципа приоритета национальных интересов, экономической и политической независимости Республики Узбекистан. Из этого следовало, что рецепт «шоковой терапии», унифицированный для всех «транзитных стран», неприменим в условиях Узбекистана.
Узбекистан как огромная строительная площадка
Ислам Абдуганиевич Каримов разработал целостную концепцию становления качественно нового государства и стратегические пути ее реализации. Для достижения цели создания Узбекистана как сильного государства
с великим будущим уже в первые годы независимости Ислам Каримов начал реализацию «узбекской модели» развития, которая базируется на принципах приоритета экономики над политикой, государства как главного реформатора, верховенства закона во всех сферах жизни, сильной социальной политики и эволюционном переходе к рынку.
Ислам Каримов, оценивая условия, в которых оказался Узбекистан в первые годы государственного суверенитета, еще в 1992 году говорил, что если новорожденному требуется год, чтобы научиться ходить, то Узбекистан вынужден был с первого дня встать на ноги и идти самостоятельно. Это говорит о том, насколько сложным было положение Узбекистана в первые годы своего существования. Народ испытывал потребность в лидере, духовно объединяющем на пути к великим целям.
Одной из самых жизненно важных предпосылок для достижения общей цели являлось согласованное принятие государством, обществом и гражданами общей стратегии развития. В обязанности государства вменялась роль проводника реформ, общества — самоорганизация и самоуправление, гражданина — осознание непреложной истины, что его будущее зависит от него самого.
Территория Узбекистана была объявлена, как образно говорил Ислам Каримов, «большой строительной площадкой», на которой трудится весь многонациональный народ. Именно народ Узбекистана и есть самое большое богатство страны. Ислам Каримов настойчиво просил не забывать, что «расцвет дорогой всем нам Родины, достойное будущее зависит от нас самих».
Первый Президент акцентировал внимание на том, что стремится построить не просто демократическое, а справедливое демократическое общество, в котором гармонично сочетаются универсальные демократические принципы и нормы с коренными нравственными устоями узбекского народа, для которого характерны высокая духовность и обостренное чувство социальной справедливости, стремление к просвещенности и образованности.
Ислам Каримов выдвинул триединую задачу: первое — создание конкурентоспособной экономики на базе развитого малого бизнеса и занятие достойной ниши в мировом экономическом разделении труда; второе — создание класса собственников как гаранта проведения и необратимости демократических реформ в государстве и третье — формирование сильного гражданского общества. Первый Президент Узбекистана подчеркивал, что реформы в стране осуществляются во имя самого человека, для которого необходимо создать полноценные условия для самореализации и осуществления своих потенциальных возможностей.
«Каримовские чтения»
Научное наследие Ислама Каримова представляет собой, образно говоря, компас для дальнейшего созидательного развития Республики Узбекистан. Читая и перечитывая труды Каримова, приходишь к ясному пониманию, что изучение его теоретических воззрений чрезвычайно актуально для настоящего и будущего страны.
Иными словами, тщательное изучение научного наследия Ислама Каримова представляет собой интеллектуальную основу дальнейшего развития Узбекистана. Его учение может представлять большую ценность и для всей Центральной Азии. Страны региона, каждая из которых имеет свои уникальные возможности, объединяют общие исторические корни, схожий язык, религия, культура, быт и традиции. Объединив усилия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан могут поднять Центральноазиатский регион до уровня неотъемлемой и существенной составляющей мировой экономики и политики, в котором главенствуют уважение к человеческому достоинству и верховенство закона.
Взгляды Ислама Каримова на современное состояние международной политики также могут стать ключом к решению многих мировых проблем. Ведь сегодня многие развитые в экономическом и технологическом плане страны переживают нравственный кризис (например, практика двойных стандартов), большинство развивающихся стран находится на грани нищеты и голода, а мировое сообщество сотрясает социальное неравенство (Север—Юг), наблюдается острый недостаток гуманистических идей.
В целях обогащения общественных и гуманитарных наук экономическими, политическими и этическими взглядами Ислама Каримова и их прикладного применения было бы плодотворным инициирование и проведение ежегодных республиканских и международных теоретико-прикладных конференций, «круглых столов», так называемых «Каримовских чтений».
Есть необходимость систематизации многочисленных произведений Ислама Каримова. Следует понимать, что мысли и идеи, заложенные в них, представляют собой целую и цельную философию: четко и ясно читается и философия экономики, и философия права, и философия государства, и философия общества, и этика, и аксиология (философия ценностей), и философия прав человека. Наука, как и сама жизнь, многогранна, и поэтому ученые разных поколений и стран будут находить все новые и новые грани и стороны в философии Ислама Каримова.
Бережное отношение к научному наследию Первого Президента Узбекистана, который теоретически обосновал стройную концепцию государства, — это объективная необходимость. Ведь народ Узбекистана во главе с Президентом Шавкатом Мирзиёевым и дальше строит сильное государство и гражданское общество, в которых превыше всего интересы человека. Ислам Каримов заложил основы региональной безопасности и взаимовыгодного сотрудничества во внешней политике, важнейшим направлением которой останется развитие дружественных отношений и взаимовыгодного сотрудничества с государствами дальнего и ближнего зарубежья, прежде всего с центральноазиатскими странами.
Республика Узбекистан может стать для многих стран примером истинно правового демократического государства, где главенствуют закон, социальная справедливость, человеколюбие, миролюбие и уважение к человеческому достоинству.
Ислам Каримов 20 лет назад сказал такие слова: «У нас корабль, есть руль, есть парус. Они управляемы. Есть курс». Те, кому дорог Узбекистан, не важно, живет ли он в республике или за ее пределами, должны поступать так, чтобы парус всегда направлял корабль по курсу, ведущему к всесторонней модернизации страны, углублению структурных преобразований и демократических реформ, дальнейшему укреплению независимости нашей Родины.
Ботир ТУРСУНОВ,
заместитель директора Института стратегических
и межрегиональных исследований
при Президенте
Республики Узбекистан,
Фирюза КУБАРЕВА.