НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ КОМПЛЕКС ИСЛАМА КАРИМОВА

Лидер, определивший эпоху


20.12.2017

Ислам Каримов навечно останется в памяти нашего народа как основатель независимого Узбекистана и его первый лидер. Всем хорошо известны его великие заслуги перед страной и успешно реализованные инициативы во всех сферах. Тем интереснее узнать и о том, каким он был вне трудовых будней, какой путь прошел до того исторического момента, когда возглавил республику. Об этом в эксклюзивном интервью "ПВ" рассказал его давний друг и соратник Рахим РАДЖАБОВ.

Перешагнувший в этом году 80-летний рубеж уроженец Бухарской области учился вместе с Исламом Каримовым в вузе и начинал вместе с ним профессиональную карьеру. Затем трудился на ответственных постах в ряде конструкторских бюро и в производственном объединении "Узбексельмаш", руководил ведущими столичными заводами - экскаваторным, "Алгоритм", ПО "Машхлопок". С 1990 года и до самого выхода на заслуженный отдых работал заместителем Председателя Кабинета Министров, государственным секретарем при Президенте, заместителем Премьер-министра.

- С Исламом Абдуганиевичем мы познакомились в далеком 1955 году, когда оба поступили на мехфак Среднеазиатского политехнического института. Ныне это Ташкентский государственный технический университет, носящий имя Первого Президента, - говорит с улыбкой Рахим Раджабович. - Интересно, что в наших судьбах уже к тому моменту были некоторые параллели. Оба учились в школах имени Пушкина: он - в Самарканде, я - в Каракульском районе. Он окончил ее с золотой медалью, я - с серебряной. Он поступил на направление "Конструирование, ремонт и эксплуатация сельскохозяйственных машин", я - на смежное "Технология машиностроения, станки и инструменты". Первые три года у нас были общие занятия, а последние два - уже по отдельности.

Поселились они тоже вместе, так и стали дружить. Общежитие сначала было близ сегодняшнего парка имени Мирзо Улугбека, затем - в нынешнем главном корпусе Ташкентского архитектурно-строительного института на улице Навои, а их комната - 104-я, самая крайняя на четвертом этаже. Там они жили вчетвером с еще двумя парнями. Веселая была пора! На завтрак хватало хлеба с чаем из титана. Вечерами же ребята часто тайком переплывали через Салар, чтобы попасть на танцы в ТашМИ. А танцором, по словам современников, Ислам Абдуганиевич был хорошим.

- Уже тогда были видны его незаурядный ум и характер, отличная память. Один раз мог прочесть материал - и все запомнить. Мы четверо всегда первыми шли отвечать на экзаменах, пока остальные все доучивали и повторяли. Также Ислам был очень ответственным, добросо­вестным парнем, строившим серьезные планы на жизнь. Он стремился пройти путь до начальника цеха, главного инженера, министра - и, как показало время, достиг еще больших успехов, - вспоминает Рахим Раджабович. - Работал он наравне со всеми. Например, когда всех студентов собрали на месте будущего стадиона "Пахтакор", чтобы выровнять землю, а из инструментов дали только кирки, лопаты да носилки. Или на сборе хлопка - в первый же год нас послали в колхоз имени Молотова в Гулистанском районе. Норма была 60 кг, а у нас выходило поначалу только 20-30. Тогда мы с Исламом Абдуганиевичем стали идти на поле раньше всех по прохладе, в 5-6 часов утра и до полудня уже заканчивали сбор с нужными показателями…

На пятом курсе в институт постоянно приезжали гости из разных предприятий всего бывшего Союза, чтобы отобрать себе подходящих выпускников. 40-50 человек пригласил завод "Ташсельмаш", и в их число вошли Ислам Каримов и наш собеседник. 19 сентября 1960 года пришли они на проходную этого огромного предприятия, где трудились до 12 тысяч человек. Но, несмотря на такие размеры и загруженность, нашли время их лично встретить его директор Евгений Белов и начальник отдела кадров Джура Кабулов. Они были рады молодым кадрам. Ислам Абдуганиевич стал помощником токаря, а Рахим Раджабович - слесаря.

Жизнь на заводе кипела, он был настоящей кузницей кадров, которые трудились после него на многих ответственных должностях в самых разных сферах. Может, там бы будущий Президент и продолжил работать, если бы не несчастье - умер его отец. А Ислам был младшим из детей в семье. И чтобы помочь матери, он попросил перевести его домой, на самаркандский завод "Красный двигатель".

Следующим местом его работы стало еще более крупное предприятие - Ташкент­ское авиационное производственное объединение имени Чкалова, где за пять лет он вырос до ведущего инженера-конструктора. Затем переход в Госплан - важнейшее из ведомств той поры, "мозг" всей республики. Там организовали отдел новой вычислительной техники, АСУ, механизации и автоматизации и внедрения новых технологий в производство. На новом месте Ислам Абдуганиевич курировал все заводы страны и получил хорошее представление о состоянии дел в отечественной промышленности, изучал мировой опыт и готовил доклады для правительства. Его заметили, и за 17 лет роста по служебной лестнице он дошел до должности первого заместителя председателя Госплана. Это стало большой школой в управленческом и организаторском отношении для Ислама Каримова, назначенного в 1983-м министром финансов, а в 1986-м - руководителем Кашкадарьинской области. Однако такой рост не мешал ему по-прежнему поддерживать дружеские связи с товарищами, включая Раджабова.

- Когда в 1989 году его избрали главой Узбекистана, я очень обрадовался. Ведь у него был редкостный талант руководителя, дарованный не иначе как свыше, преданность делу, которому он посвятил всего себя. Наверно, потому я и согласился, когда он предложил мне войти в состав правительства. Ислам Абдуганиевич с первых дней у власти начал проводить довольно самостоятельную политику, отстаивая интересы родной страны. Яркий тому пример - принятие в том же году Закона "О государственном языке Республики Узбеки­стан". Его же стараниями началось возрождение национальных традиций и восстановление исторической справедливости. Он приложил все усилия для прекращения кампании по очернению нашего народа в рамках так называемого "хлопкового дела", а затем реабилитировал всех осужденных, - говорит Р. Раджабов. - Не могу не рассказать один из случаев, который навсегда врезался в память. Еще в конце 80-х на окраине Ташкента, за Куйлюком началось строительство большого моторного завода. Он должен был выпускать 100 тысяч тракторных двигателей в год. Считайте, если у машины срок службы 12 лет, то за это время нужно сменить двигатель раза три. Так что продукция была бы очень востребована. Там был свой литейный цех, закупили 12 немецких автоматизированных линий и уже готовились начать их монтаж. И вдруг из центра приходит директива: все это оборудование демонтировать и отдать другой республике! Ислам Абдуганиевич, сам будучи специалистом в этой сфере, отлично осознавал значение такого завода и лично отправился на прием к Горбачеву. И когда не нашел понимания нужд Узбекистана, в резкой форме отказался выполнять распоряжение и сообщил генсеку, что такой формат отношений с центром республику не устраивает. Партийные чиновники тогда переполошились, но наш лидер стоял на своем до конца.

Так шаг за шагом республика двигалась навстречу провозглашению независимости - безусловно, главному достижению Ислама Каримова. Это стало возможным именно благодаря его мудрой и дальновидной политике. А ведь у него всегда хватало противников, в том числе в ближайшем окружении, и путь к свободе был совсем не простым. Однако его соратники и граждане Узбекистана приветствовали происходившие перемены. На карте мира появилось новое самостоятельное государство - и это было счастьем! Подтверждали эту мысль при встречах и соотечественники, вынужденно покинувшие край при Советах. Они со слезами говорили о том, как горды, что у них теперь снова есть Родина, своя земля, герб, флаг, гимн.

- Конечно, тогда никто не знал, как работать в новых условиях, как самим выстраивать внутреннюю и внешнюю политику, как поддержать экономическую и социальную стабильность. И республике очень повезло, что в такой переломный исторический момент у руля оказался человек, определивший эпоху, с подобающей волей, умом, способностями. Ислам Абдуганиевич был разносторонне развит - хорошо разбирался в делах государственных и хозяйственных, живо интересовался проблемами всех сфер - от образования и науки до культуры и духовности. Главное, у него была мечта - чтобы республика развивалась и процветала, чтобы народ жил хорошо - и четкий план действий по ее осуществлению, - рассказывает Р. Раджабов. - Ислам Каримов всегда придерживался принципа: четко отвечать на вопрос - да или нет. В трудных ситуациях он принимал решения моментально. И не боялся брать на себя ответственность. Считаю, лидер страны таким и должен быть. Иначе нельзя. В том числе и за это я любил своего друга.

По мнению нашего героя, лучшие качества Первого Президента в полной мере проявились в самые тяжелые для страны моменты. Например, когда накануне обретения независимости зерна оставалось всего на три дня. Когда в Буке грозил начаться межэтнический конфликт, Ислам Каримов отправился в оцепленный район на лошади, чтобы успокоить людей - и ему это удалось. Он лично сыграл огромную роль в сохранении мира в Ошской области Кыргызстана и прекращении гражданской войны в Таджикистане.

Во время наманганских событий Президент сразу вылетел на место, один прошел сквозь разбушевавшуюся толпу, страстно выступил перед ней, ответил на все вопросы, чем и успокоил народ. После Ислам Абдуганиевич спросил: "Где начальник областного УВД?" В это время местные начальники старались остаться незамеченными. Отозвался мужчина в пальто, скрывавшем его форму. Глава государства сор­вал с него погоны со словами: "Ты что, боишься? Если ты порядочный человек, покажи себя людям".

Рахим Раджабович вспоминает, как Ислам Каримов сам постоянно выходил в народ, посещая тот или иной объект или регион. И его охрана ничего не могла с этим поделать. Он был решителен, не страшился пуль и был по-настоящему любим людьми. В этом секрет его долголетия как руководителя страны, уверен наш собеседник.

Президент умело выстраивал отношения и с соседями, зарубежными партнерами. Так, во время визита в Саудовскую Аравию в 1992 году Ислам Каримов стал первым главой иностранного государства, которого король Фахд в знак уважения пригласил войти внутрь священной Каабы. Тогда же ему подарили фрагмент ткани, покрывающей ее стены - кисвы. Рахим Раджабов считает это символическим даром Аллаха лидеру Узбекистана и всему нашему народу за его вклад в развитие восточной цивилизации.

Ислам Абдуганиевич много работал, предпочитая труд отдыху. Вставал в шесть утра, делал зарядку, завтракал и спешил заняться государственными делами. Даже обеды каждый день проводил с советниками и рядом министров. Это позволяло ему прямо там высказывать им свои предложения и критиковать не в присутствии подчиненных, что руководители очень ценили.

- Хорошо я знал его семью, выступил в роли друга жениха на их свадьбе с Татьяной Акбаровной. Он был любящим мужем, строгим и требовательным отцом. Если на работе умел быть жестким, то в обычной жизни всегда оставался очень скромным, не гнался за материальными благами. До того, как стал главой государства, жил в обычных многоэтажках на улице Шота Руставели и около станции метро "Буюк ипак йули", - говорит Р. Раджабов. - Как-то еще во времена студенчества он пригласил на каникулы нас, однокурсников, к себе домой в Самарканд. А в последний раз я побывал там уже после смерти своего друга, в прошлом году. Так вот, мало что изменилось - очень скромный дом с двором. Ислам не строил для себя дворцов - только для страны, не копил богатств. А, например, гонорары за свои книги перечислял в дома милосердия, себе ничего не оставлял.

Помню, как-то собирались с государственным визитом за рубеж и увидели, что у его парадных туфель каблук износился. Несколько человек по очереди уговаривали его сменить обувь, а он искренне не понимал, зачем эти "лишние" траты. Или мог долго молчать о том, что у него разболелся зуб, чтобы не отвлекаться от работы.

Из хобби у Ислама Абдуганиевича был теннис, которым он занимался очень активно. Постоянно что-то читал. Так, уже давно изучил "Уложение" Амира Темура, где обратил внимание на советы Сахибкирана.

- Многое, очень многое сделал для Узбеки­стана Ислам Абдуганиевич, но, к сожалению, не все задуманное успел довести до конца, - завершает нашу беседу Рахим Раджабович. - Допускал ли он промахи? Недостатки есть у всех, человеку, кем бы он ни был, свойственно ошибаться. Пусть это рассудят история и Всевышний. Порой его могло подводить окружение, но сам Президент был человеком исключительно порядочным, думающим прежде всего о благе Родины. Он беззаветно любил свой народ и верно служил ему до самого последнего дня.

Записал

Рамиль Исламов.

Источник: "Правда Востока online".