НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ КОМПЛЕКС ИСЛАМА КАРИМОВА

Ислам Каримов - автор Конституции Узбекистана


14.12.2017

Становление независимости в Узбекистане по праву можно назвать периодом испытаний. Однако именно в то сложное время сделаны уверенные шаги на пути к достижению мечты нашего народа - суверенитету, приняты меры по созданию и укреплению его правовых основ.

20 июня 1990 года во время принятия Декларации независимости выдвинуто предложение о разработке Конституции. Было решено сформировать Конституционную комиссию. В ее состав под председательством Первого Президента Узбекистана Ислама Каримова вошли государственные деятели, депутаты и специалисты. Глубоко изучив мировой опыт, принципы демократии и конституционное законодательство зарубежных стран, а также учитывая многовековую историю, самобытность народа, в течение более двух лет готовился проект Конституции. Первому Президенту представляли подготовленный вариант и для сравнения – конституционные нормы развитых государств. Изучая его, он каждый раз вносил изменения, высказывал свою точку зрения. Проект дорабатывался снова и снова.

Первоначальный вариант был подготовлен к октябрю 1991 года и состоял из 158 статей. Второй был из 149, а третий сократился до 137. В сентябре 1992-го проект новой Конституции из 128 статей был опубликован в печати для всенародного обсуждения.

Во всем процессе от создания и до принятия особое место занимали постоянное внимание, мнения и требовательность Первого Президента. И поэтому, как отметил глава нашей страны Шавкат Мирзиёев, мы имеем все основания считать, что Ислам Каримов по праву является автором Конституции Узбекистана.

Выбрав путь построения демократического правового государства с сильным гражданским обществом, Узбекистан объявил высшими ценностями человека, его права и свободы, законные интересы. Опираясь на фундаментальные положения Основного Закона была принята уникальная национальная модель кардинального реформирования, либерализации и модернизации страны.

Невозможно переоценить роль Конституции во всех сферах жизнедеятельности страны. В самом деле, без нее нельзя заложить единую правовую базу.  Значительно затруднился бы процесс обеспечения баланса во взаимоотношениях между гражданином, обществом и государством. Трудно было бы обеспечить, с одной стороны, всестороннюю свободу граждан, а с другой – создать в обществе атмосферу законопослушания и строгого следования положениям закона.

Конституция, объединяя многонациональный Узбекистан, позволила сформировать прочное духовное пространство для всех наций и народностей, проживающих в стране. Она гарантирует права и свободы гражданам независимо от их веры и расы, служит укреплению межнационального и межконфессионального согласия.

В годы независимости с учетом политических, экономических и социальных факторов в этот важный документ внесен ряд изменений и дополнений в 2003, 2007, 2008, 2011, 2014, а также 2016 и 2017 годах. Основанием для первого существенного изменения стали итоги проведенного 27 января 2002 года всенародного референдума по вопросу об образовании двухпалатного национального парламента. Это позволило сформировать систему сдержек и противовесов при осуществлении парламентом своих полномочий, существенно повысить качество законотворческой работы, добиться сбалансированности интересов.

Продолжением курса на демократизацию общества и государства стало исключение в 2007 году из Основного Закона норм, устанавливающих, что Президент страны является одновременно главой исполнительной власти. Согласно новым положениям, он - глава государства и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов госвласти. Соответственно была упразднена должность Председателя Кабинета Министров, которую ранее занимал лидер государства.

Принятие Закона «Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны» в 2007-м также повлекло за собой внесение изменений и дополнений в Конституцию.

С принятием в 2010 году Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране начался новый этап развития государства и общества. Он охарактеризовался качественно новым уровнем процесса модернизации в условиях устойчивого экономического роста, политической стабильности и повышения благосостояния граждан в Узбекистане.

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 6 апреля этого года подписал Закон «О внесении изменений и дополнения в Конституцию Республики Узбекистан», предусматривающий обновление судебной системы.

Как отметил глава государства на торжественном собрании, посвященном 24-й годовщине принятия Конституции, наш Основной Закон создал широкие возможности для формирования и свободной деятельности в стране различных негосударственных некоммерческих организаций и политических партий, являющихся неотъемлемой частью гражданского общества, закрепил основные принципы и положения нашей избирательной системы.

Роль Основного Закона в жизни народа и успехах республики неоценима. Конституция устанавливает нашу стратегическую цель – создание демократического, правового государства, сильного гражданского общества и регулирует общественные отношения на пути ее достижения. Благодаря нормам и их претворению в жизнь каждый гражданин страны чувствует себя защищенным, живет мирно и свободно. В Год диалога с народом и интересов человека расширены возможности населения для обращения в государственные органы по своим проблемам.

Вахоб Кучкаров.

Заведующий научно-исследовательским

и образовательным центром при

Научно-просветительском комплексе имени

Первого Президента Республики Узбекистан

Ислама Каримова, доктор политических наук.