Бывают люди, по встрече с которыми человек начинает сверять свои взгляды и убеждения. Эти люди становятся неким мерилом, или точнее, ориентиром на нашем жизненном пути.
Читая труды нашего Первого Президента – Ислама Абдуганиевича Каримова – чувствуешь особую гордость, проникаешься благодарной мыслью, что – «Не оскудела земля узбекская героями! Нет! Один из них - вот он – верный Сын и Защитник своего Отечества!». Вся его жизнь была посвящена делу укрепления узбекского государства и благоустройства достойной жизни узбекского народа.
Особу хочу выделить его замечательную, на мой взгляд, и весьма оригинальную работу – «Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса». Прошло уже 20 лет, как была написана эта книга. Но те вызовы современности и угрозы безопасности, описанные нашим лидером, стали более очевидными и явными. Уверенность в своей правоте и силе, спокойствие и рассудительность веет с каждой страницы этой книги. Здесь мы можем наблюдать сам процесс осознания места, роли и будущего узбекского народа, когда «человечество вступит в новый XXI век» [с.3].
Уже во вступительной части Ислам Каримов открыто, без обиняков, описывает общественно-политическую ситуацию, сложившуюся к 1997 году; определяет главную проблему, решить которую должна была молодая независимая республика. Хладнокровие и рациональность в суждениях Первого Президента сочетаются, в тоже время, с большой верой и любовью к своему народу. Во многих высказываниях и суждениях автора, в которых критически анализируются проблемы реальной действительности, чувствуется неподдельная озабоченность, но всё же, нет страха на страницах книги.
Во введении наш Первый Президент отмечает «в чем особенность времени, в котором мы живем», каково историческое значение тех перемен, которые «коренным образом изменили геополитическую структуру и карту мира» [с.3]. Под геополитическими изменениями подразумевается появление на карте мира новых государств, «вставших на путь самостоятельного развития и обновления общественных отношений». К числу таких государств относилась и наша страна. Перед независимым Узбекистаном стояли поистине масштабные, радикальные, а потому судьбоносные задачи в «построении подлинно демократического общества с современной рыночной экономикой» [с.4].
В это сложное время перемен и обновления автор задается вопросами: «А достаточно ли четко мы представляем себе, с какими проблемами, трудностями, испытаниями мы можем столкнуться на этом пути?». «И, пожалуй, один из самых трудных вопросов – осознаем ли мы угрозы нашей стабильности? И что мы можем противопоставить этим угрозам?» [с.4].
«Как обезопасить себя и где искать импульсы для развития» - вот те стратегические проблемы, освещению которых и посвящена настоящая книга. Вот, что явилось для нашего лидера побудительным моментом в ее написании.
Одним из угроз безопасности являются региональные конфликты, которые «характерны и для развитых, и для развивающихся регионов мира» [с. 19]. Региональный конфликт нужно рассматривать «не только как вооруженное противоборство в очерченных рамках», но и как противостояние, оказывающее «влияние на все стороны жизни конкретного общества и соседних государств» [с.23]. Как подчеркивает И.Каримов, военно-политический кризис в Афганистане не является угрозой безопасности Узбекистана, а существует зримо.
Игнорирование такого вида конфликтов неминуемо приводит к его «неконтролируемому расползанию» [с. 23], поскольку происходит так называемая «интернационализация» конфликта. Наш Первый Президент детально описывает те негативные, трагические последствия, которые, в сущности, мы наблюдаем в настоящее время. В них заложен значительный негативный потенциал, способный привести к катастрофическим последствиям мирового масштаба [с. 31]. Сегодня этот региональный конфликт «от Бадахшана до Каспия» распространился на территории от Бангладеша до Средиземного моря, а негативные последствия ощутили не только граничащие государства - многомиллионная волна беженцев захлестнула страны Западной Европы, Россию и Соединенные Штаты Америки.
Известно, что на рубеже 80 - 90 годов прошлого столетия возобновляется роль религии в обществе, и в связи с этим формируются предпосылки к конфликтам на этой основе. Помимо этнического аспекта в афганский конфликт был привнесен и религиозный. Произошел резкий процесс политизации ислама.
Религиозный экстремизм и фундаментализм характеризуется приверженностью к крайним, иногда насильственным действиям. Подтверждением тому служит военное противостояние Сирии, Пакистана и некоторых африканских стран с самопровозглашенным Исламским государством (ИГИЛ). «Стремление вовлечь Узбекистан в число своих политических сторонников и союзников ... уже обретает форму вполне конкретных действий» [с.42]. Наш лидер перечисляет угрозы исламского фундаментализма в отношении Узбекистана. Это, во-первых, подрыв доверия верующих мусульман к государству-реформатору; во-вторых, люди (особенно молодежь) становятся заложниками чужой воли, которая распоряжается не только их умами, но и судьбами; в-третьих, происходит раскол нации по принципу «истиной» и «ложной» религиозности. В итоге Узбекистан превращается в исламское государство, в котором религия утверждается как универсальное средство разрешения всех проблем и противоречий. Что, в свою очередь, приводит к формированию глобального противостояния между исламской и неисламскими цивилизациями [с. 45].
Теперь, на мой взгляд, по истечению времени обрел особую прозорливость вопрос нашего лидера, как бы обращенный к нам: «Хватит ли всем нам мудрости, опыта и настойчивости, чтобы локализовать и нейтрализовать глобальные последствия региональных конфликтов?» [с. 31]. Ясно, что «дальнейшая эскалация региональных конфликтов не может не сказаться и не повлиять на выбор стран этого региона» [с. 32].
Известно, Республика Узбекистан – многонациональное государство. В период становления независимого государства решение проблемы межэтнических и межнациональных отношений требует «тонкого и деликатного подхода». В книге дано следующее определение нации: «...любая нация, будь она самая малая - есть богатство человечества, и исчезновение любой национальной общности с ее языково-культурными и другими особенностями приводит к обеднению культурного и генетического фонда Земли, возможностей личности» [с. 70]. Это потрясающее своим человеколюбием изречение определяет нашего лидера, как мудрого политика, помыслы которого полны добротой и бережным отношением к человеку.
В один ряд с региональными конфликтами и религиозным экстремизмом в качестве угрозы безопасности государству рассматривается явление великодержавного шовинизма. Его можно «охарактеризовать как политическую, идеологическую и экономическую гегемонию государства или конкретных сил в межнациональных и межгосударственных, региональных отношениях» [с. 51]. С восточной учтивостью и особым тактом анализируется эта проблема. Автор ни в коем случае не умаляет тех положительных аспектов, достижений, и вообще, значения России в истории развития Узбекистана. Вместе с тем, тяжелое экономическое и политическое наследство, доставшееся нам от советского прошлого, порождает рецидивы великодержавного шовинизма и агрессивного национализма. «Опасность шовинизма и его проявления по отношению к так называемому ближнему зарубежью - новым независимым государствам на постсоветском пространстве - это не надуманная проблема, а угроза, одинаково опасная как для самой России, так и ее соседей» [с. 57-58]. Одной из основных причин проявлений подобных амбиций является имперское прошлое и великодержавное мышление, которые некоторым политикам трудно преодолеть [с. 61]. Это, прежде всего, «поднятие на щит идеи российской великодержавности, возрождения русской национальной исключительности, создания сильного геополитического поля вокруг державы, претендующей на роль одного из мировых полюсов» [с.62]. Подвергая критике великодержавный шовинизм, Ислам Абдуганиевич выражает надежду, что Россия все же поддержит перспективу равноправного и взаимовыгодного сотрудничества между нашими странами.
Если агрессивный национализм можно отнести к внешним угрозам, то соотносимой внутренней угрозой являются этнические и межнациональные противоречия. Они обусловлены отсутствием гармонии в межнациональных отношениях. Данный вопрос имеет особую актуальность для Республики Узбекистан, которая относится, как известно, к полиэтничному типу государств. В своем труде наш лидер подчеркивает стратегическое значение межнациональных и субэтнических взаимодействий в регионе, требующих особого внимания при построении межгосударственных отношений.
Коррупция и преступность являются еще одной из значительных угроз безопасности молодому государству. На пути к демократии и рыночным отношениям происходит «ломка основных политико-экономических структур», которая сопровождается ростом преступления и коррупции. «Каждый честный гражданин нашей страны, каждый, кому дороги ее будущее и авторитет, должен помнить об этой угрозе» [с.85]. Появляющаяся криминальная «теневая» экономика ослабляет моральные устои общества, формирует негативное отношение к осуществляемым преобразованиям, порождает недоверие к самой идее реформ. Особой тревогой и горечью проникнуты строки о пагубных последствиях криминальной экономики для общества и государства.
В суждениях и вопросах, обращенных к читателю, чувствуется, что автор не пытается скрыть или умолчать хоть какой-либо аспект этой угрозы. Вместо самоуспокоенности, он предпочитает правду. Проводя смелый и откровенный анализ коррупции и преступности, наш лидер убедительно доказывает, что самой невосполнимой утратой будет нравственное растление и потеря поколения. Им доказана эта страшная истина. Сейчас, спустя 20 лет, наблюдая за событиями современности, понимаешь насколько были дальновидными суждения и оправданными его опасения.
Говоря о местничестве и клановых отношениях, наш лидер так определяет их: «...на основе родственного, территориального или этнического принципа в государственных или иных структурах формируются образования (чаше всего неформальные), движимые узкогрупповыми интересами, выдвигающие на первый план именно эти интересы — в ущерб общему делу, в ущерб интересам общегосударственным, общенародным, когда ради достижения своих целей подобные образования стремятся к продвижению своих членов в существующей государственной, властной и иной иерархии...» [с.95].
Такая система отношений в обществе, когда интересы отдельной группы людей или отдельных территорий доминируют над общими, чрезвычайно порочна и опасна. Это ведет к росту социальной напряженности в обществе, таит в себе угрозу государству — его стабильности, целостности, способности к прогрессу [с. 98]. Одной из главных стратегических задач нашего государства является стремление избавиться от такого порочного наследия. Автор имеет ясное представление о том, что необходимо делать, чтобы не допустить появления на этой основе критической массы. Он предостерегает нас, что противоречия на местнической и клановой основе способны в условиях Центральной Азии перерасти в межнациональные и этнические конфликты.
Борьба с местничеством и клановыми отношениями, подчеркивает И. Каримов, должна вестись под флагом приоритета общечеловеческих ценностей и общенациональных интересов Узбекистана, приоритета общегосударственных законов на всей его территории. Основой объединения всех членов общества должна стать не их родовая, территориальная или этническая принадлежность, а осознанная общность корпоративных (предприниматели, интеллигенция, аграрии и т.д.) интересов на общегосударственном уровне. Необходимо сбалансировать интересы всех регионов, всех этнических и социальных групп. Признание жителями нашей страны правомерности действующих институтов власти является препятствием для возникновения и развития местнических настроений и клановой борьбы. «Необходимо предоставить большую самостоятельность местным властям. Перенос значительной части ответственности за реформы на местные власти позволит максимально включить их инициативу и привлечь местные ресурсы» [с.104]. И условием такой регионализации должно стать безусловное признание приоритетности общегосударственных интересов. Еще одним из важных условий в этой борьбе, как подчеркивает наш лидер, придать духовному развитию и просвещению нации и народа значение общегосударственной политики. Наряду с воспитанием у граждан национальной гордости развивать уважение к истории, культуре и достоинству других наций. И вновь помыслы Первого Президента обращены к подрастающему поколению: «Воспитывать у современной молодежи и будущего поколения понимание и осознание необходимости наряду с безусловным знанием истории своего государства и народа и глубокого изучения достижений мировой истории и культуры. Все это абсолютно необходимые условия для того, чтобы мы могли уверенно смотреть в свое будущее, быть спокойными за судьбу и благополучие наших детей» [с.104].
Проблему экологической безопасности и охраны окружающей среды наш лидер рассматривает в качестве потенциальных угроз национальной безопасности. Стало очевидным, что экологические угрозы - это далеко не праздные вопросы для нашей молодой независимости. «Проблема экологической безопасности давно вышла за рамки национальной и региональной, она стала глобальной проблемой человечества» [с.108].
Перечислим основные аспекты экологических проблем для Узбекистана.
Во-первых, постоянно сокращаются площади посевных (а это значит - плодородных) земель. Бурно идущий с конца XX века процесс антропогенного опустынивания лишь усугубляет эту проблему. Агрессивная, безответственная человеческая деятельность порождает «эрозию грунтов, засоление почв, высокую степень засоленности земель» [с. 113-114]. Не будет преувеличением тот факт, что в условиях Центральной Азии от качественного состава земли зависит благополучие жизни всего населения республики, будущее страны.
Во-вторых, одной из важнейших проблем является качественное состояние водных ресурсов. С точки зрения экологической безопасности Узбекистана большую тревогу вызывает острая нехватка и загрязненность водных ресурсов, в том числе поверхностных и подземных вод. Интенсивное строительство оросительных систем по всей территории Центральной Азии стало причиной и глобальной катастрофы — гибели Арала [с. 118]. «Экологическая катастрофа, связанная с высыханием Аральского моря и опустыниванием региона, — это боль всех народов, проживающих в его бассейне». Воздействие Аральской проблемы уже сегодня сказывается на нарушении биологического баланса, пагубно влияет на генофонд населения на обширных территориях.
В связи с этим для усиления экологической безопасности, как подчеркивает наш лидер, необходимо срочное внедрение водосберегающих технологий полива сельскохозяйственных культур; полностью прекратить слив сточных вод в реки и водохранилища; внедрить систему современных эффективных очистных установок.
Одним из главных факторов охраны окружающей среды является рациональное использование полезных ископаемых республики.
В целях устранения отрицательные последствия современной урбанизации и создание благоприятных условий жизни населения в городах и селах необходимо вводить систему научно обоснованного градостроительства и районной планировки. Задачей первостепенной важности, подчеркивает наш лидер, является привлечение ресурсов, возможностей и инвестиций международных структур для решения этих проблем.
И снова раздумья Первого Президента направлены к молодому поколению, к экологичному и социальному благоустройству будущего нашей страны: «Реализация мер по защите окружающей среды позволит искоренить многие изъяны и упущения в области экологии, ликвидировать нависшую угрозу глобального экологического кризиса, создать необходимые условия и экологически чистую среду обитания для населения республики, рождения и развития физически здорового подрастающего поколения» [с. 128].
В своей статье я попыталась описать лишь одну страницу, один эпизод из многогранной деятельности нашего лидера.
Есть известные слова русского поэта: Лицом к лицу - Лица не увидать. Большое видится на расстоянье. Теперь, по истечению времени мы в полной мере осознаем значение и роль Первого Президента в судьбе нашей Родины. Как должны мы быть благодарны этому человеку! Счастливой судьбе – жить в одно время с ним и вместе переживать судьбоносные моменты в истории нашей Родины! На наших глазах зарождалась и крепла новая свободная демократическая страна. И все эти преобразования, весь груз ответственности он не побоялся взять на себя. Его мужество и настойчивость, проявленные в годы молодой независимости, представляют собой настоящий нравственный подвиг, вдохновением которому была его великая любовь к Родине и своему народу!
Ислам Каримов – политический лидер нашей страны, несомненный патриот и самоотверженный государственный деятель, обозначивший в своих трудах магистральные направления во внутренней и внешней политике нашего государства. В работе «Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса» Первый Президент, очертив опасности на пути молодой независимости, указал на приоритеты в развитии нашей страны, оставил нам, по сути, «дорожную карту» действий, с которой Узбекистан настойчиво и успешно будет двигаться вперед.
Хидирова Гулнора Нарзиевна,
старший преподаватель
Навоийского государственного
педагогического института,
кандидат филологических наук